Русские люди давно присматривались к этому чудесному уголку Алтая на слиянии двух полноводных сибирских рек Бия и Катунь, вместе рождающих третью — великую Обь, но пожелание: «Здесь флаг российский развеваться будет» — высказал тот же человек, что и шестью годами раньше на берегах Невы.
Именно Петр I подписал Указ, повелевший «на реках Бие и Катуни в пристойном месте для сбору нашего великого государя ясашной казны и селению пашенных крестьян построить острог со всякими крепостями».
Начало
Основанный в 1709 г. как крепость, входившая в Колывано-Кузнецкую пограничную линию, он в 1756 г. сыграл важную роль в процессе добровольного вхождения алтайцев в состав России. Именно сюда, под стены Бийской крепости, бежали измученные неравными схватками с армиями маньчжурского императора Цянь Луна алтайские зайсаны, поддержавшие мятеж джунгарского нойона Амурсаны.
Находясь в постоянных сношениях с комендантом крепости полковником-Де Гаррига, алтайские зайсаны обращались через него к правительству императрицы Елизаветы Петровны с просьбой о приеме в подданство Российской Империи. Их просьба нашла отклик в далеком Санкт-Петербурге, несмотря на возможность серьезного конфликта с Пинским Китаем. В конце XVIII века, в 1782 г., Бийску был присвоен статус уездного города, который затем в 1804 г. с образованием Томской губернии получил свой герб в виде бегущего серебряного коня на зеленом верхнем поле (герб города Томска) и золотой горой, пронизанной шахтой, на голубом нижнем поле.
С ликвидацией крепости в 1848 г. город Бийск из военно-административного центра перерастает в торгово-промышленный. Этому способствовало выгодное географическое положение на торговых путях, связывающих Степной Алтай с Кузнецкой котловиной, Горным Алтаем и Монголией, а также благоприятные условия для земледелия и животноводства в окрестных районах.
В конце XIX — начале XX веков в Бийске начали строиться предприятия по переработке местного сырья: кожевенный, винокуренный и лесопильный заводы, махорочная и льноткацкая фабрики, паровая мельница, холодильник и ряд кирпичных заводов, а также полукустарные мастерские по металлообработке. Реформа 1861 года дала большой толчок развитию предпринимательства по всей стране, в том числе и на Алтае, в Бийском уезде и в самом городе. Особое значение получил вывоз маральих рогов (пантов), которые сбывались в Китае весьма выгодно. Приобретаемые бийскими купцами на Алтае по 10–70 руб. за штуку, они продавались ими в Китае за 75–200 рублей.
В Бийске выделяется особая когорта купцов-предпринимателей, получившая название «чуйцы», так как они специализировались на трансграничной торговле по Чуйской тропе (в дальнейшем Чуйский тракт). Начав с приграничной торговли в Кош-Агаче, чуйцы основывают свои торговые фактории в Монголии, в городах Кобдо и Улясутае. А, например, бийский купец А. Д. Васенев по поручению московского торгового дома Морозовых совершает коммерческие экспедиции в глубинные районы Китая. Причем бийские купцы-чуйцы не только преследовали свой прямой торговый интерес, но стремились всесторонне изучить малодоступные для европейцев уголки Центральной Азии, оказывали всяческую (в том числе и финансовую) помощь известным путешественникам, исследователям Сибири и Центральной Азии — Г. Потанину, Д. Клеменцу и др.
В числе предметов вывоза из русских пределов в Монголию особое значение получил вывоз маральих рогов (пантов), которые сбывались в Китае весьма выгодно. Приобретаемые бийскими купцами на Алтае по 10–70 руб. за штуку, они продавались ими в Китае за 75–200 рублей. Бийским купцам принадлежал почин вывоза из Китая чая. Развитие трансграничной торговли требовало создания удобной колесной дороги. И именно бийское купечество настойчиво добивалось от правительства создания Чуйского тракта. Более того, готово было финансово поддержать строительство.
Большие товарные запасы, порождаемые торговлей, повлияли на развитие транспортных артерий из города внутрь страны. В 70-е годы XIX века начинается пароходное сообщение до Бийска по Оби. В 1888 г. бийский купец Морозов приобретает первый пароход. А в 1899 г. до Бийска открылось срочное пассажирское сообщение на пароходах. В городе была построена пароходная пристань. Постоянный водный путь позволил бийским купцам осуществлять отправку хлебных товаров и сливочного масла в Англию и Германию. В Бийск приезжали представители лейпцигских и лондонских фирм, заключали торговые договоры. Только в 1910 г. из Бийска было отправлено 250 тыс. пудов сливочного масла.
В 1915 г. Бийск соединяется железной дорогой с Транссибирской магистралью. Отличительная особенность финансово-экономического развития города в предреволюционное десятилетие — высокая концентрация банковского капитала. Наряду с местными кредитными учреждениями здесь успешно действуют отделения таких крупных банков, как Сибирский торговый, Русско-Азиатский и Петроградский международный коммерческий банки. Инвестиции капиталов, в том числе и иностранных, шли в основном в маслосыроделие, лесоразработки, золотодобычу, зерновое хозяйство.
По приглашению купцов и предпринимателей в Бийск приезжали работать лучшие специалисты-архитекторы Сибири. В 1913—1916 гг. по заказу мецената полковника А. П. Копылова барнаульским архитектором И. Ф. Носовичем было построено для города здание Народного Дома (сейчас — муниципальный драматический театр).
Для купца 1-й гильдии Н. И. Ассанова в 1911—1913 гг. строил особняк (сейчас занят историческим отделом музея) известный всей России архитектор К. К. Лыгин.
Исторический центр Бийска не только сохраняет колорит и атмосферу России конца XIX — начала XX веков, но и память о выдающихся людях, бывавших здесь, даже живших какое-то время. Например, здание бывшей гарнизонной гауптвахты, затерявшееся в переулках старого города. В этом здании часто бывал во время инспектирования крепости генерал-майорА. А. Скалон, командовавший войсками Сибирской инспекции в 1806—1808 гг.А. А. Скалон является героем Отечественной войны 1812 года. Он геройски погиб во время Смоленского сражения в августе 1812 г.
20 век
В торговом доме купца Гилева (Советская, 4) часто останавливался известный исследователь Сибири и Центральной Азии, ученый с мировым именем Григорий Николаевич Потанин. В здании бывшей Бийской Николаевской женской гимназии (ныне корпус педуниверситета) преподавал историю Виктор Николаевич Пепеляев, будущий председатель совета министров Сибирского правительства адмирала А. В. Колчака, до конца оставшийся с Александром Васильевичем и принявший с ним мученическую смерть на берегу р. Ушаковки в Иркутске в феврале 1920 г. В торговом доме купчихи Ивановой (Советская, 8) после революции размещался музей, основанный В. В. Бианки, в будущем известным российским писателем. А в 1926 г. в здании Второвского пассажа (гостиница «Деловой двор») останавливался перед своей экспедицией в Горный Алтай ныне всемирно известный философ, художник Николай Константинович Рерих. Советский период привнес новые штрихи в образ старинного сибирского города, который вместе со всей страной пережил и ужасы сталинской тирании, и энтузиазм первых пятилеток индустриализации.
В 1925—1938 гг. Бийск являлся окружным центром Сибирского края. В эти годы в городе возникают сахарный завод, беконная фабрика, авторемзавод, новая ЦЭС, большая окружная больница. Силами заключенных Сиблага благоустраивается начинающийся за Бийском знаменитый Чуйский тракт, проектировкой которого перед Первой мировой войной занимался ставший впоследствии известным писателем Вячеслав Шишков.
В период Великой Отечественной войны Бийск являлся глубоким тылом воюющего с беспощадным врагом Отечества. Но и здесь, в глубоком тылу, продолжался выпуск столь необходимой стране продукции. В начале войны перестройка бийских предприятий на военный лад охватила главным образом швейные фабрики, промартели, которые перешли на выпуск армейского обмундирования, обуви, снаряжения. В 1941—1942 гг. в Бийск эвакуируются из центральных районов страны заводы «Электропечь», «Продмаш», «Молмаш», Николаевская обувная фабрика, Речицкая спичечная фабрика, которые почти сразу стали выпускать столь необходимую фронту продукцию. Кроме того, в Бийске размещалось 23 госпиталя, в которых восстановило свое здоровье более 200 тысяч раненых. Из ушедших на фронт 26456 бийчан погибли и не вернулись 9772 человека. Многие из бийчан стали Героями Советского Союза, их именами названы улицы и проспекты города.
Послевоенный период
Послевоенный период открыл новую страницу в истории Бийска. В 1953 г. Совет Министров РСФСР принял решение о создании в Бийске крупных промышленных предприятий оборонного комплекса. И в скором времени на окраинах города, где еще недавно шумел лес, вырастают цеха Бийского химического комбината, первым директором которого был назначен Михаил Прокопьевич Стариченко. Весной 1959 г. многолетний труд строителей, ИТР и рабочих увенчался успехом: государственной комиссией был подписан акт о сдаче химического комбината в эксплуатацию. В августе 1965 г. для обеспечения быстрого создания и освоения новых мощностей из состава БХК выделяется несколько цехов и на их основе создается Бийский олеумный завод, первым директором которого стал Николай Павлович Докукин. В июне 1958 г. Советом Министров СССР было принято решение о создании комплексного института, и местом его строительства выбран город Бийск. Решением Гособоронтехники институту был передан во временное использование ряд производственных зданий БХК. Так началась история ФНПЦ «Алтай» — ведущего научно-производственного объединения города и края. В октябре 1959 г. предприятие возглавил Яков Федорович Савченко. С именем Якова Федоровича связаны крупные научно-производственные достижения, сыгравшие не последнюю роль в развитии ракетно-космического потенциала страны. Именно при нем был выстроен один из лучших районов города — квартал АБ. За годы существования ФНПЦ «Алтай» было защищено 14 докторских диссертаций и 238 кандидатских. В лабораториях ФНПЦ продолжают делаться открытия в самых высокотехнологических областях нанотехнологий.
В 1971 г. вышла первая партия продукции производственного объединения «Сибприбормаш». Помимо оборонной продукции объединение выпускало бензопилы, стиральные машинки «Обь», мотоблоки «Фермер», сенокосилки и даже двухмоторные мини-самолеты«ЭкСИ-02».
Туризм
С конца 60-х годов ХХ века Бийск снова начинает использовать свое выгодное географическое положение ворот Горного Алтая. В марте 1968 г. организуется Бийское бюро путешествий и экскурсий, бессменным директором которого более двадцати лет был известный краевед Тигрий Георгиевич Дулькейт. Через Бийск шли самодеятельные туристские маршруты, как водные, так и пешие. С площади железнодорожного вокзала в летний период отъезжали туристы на все турбазы Горного Алтая, курорты «Чемал» и «Белокуриха», по Чуйскому тракту. На территории Бийска действовала детско-юношеская турбаза «Рассвет», а с 1970 г. — турбаза «Алтай», служившие перевалочными пунктами для туристов, направлявшихся в разные уголки Горного Алтая. В 1985 г. Центральный Совет по туризму принял решение об объединении турбаз «Алтай» и «Рассвет» в единый туристический комплекс. При Бийском бюро путешествий действовали курсы экскурсоводов, на которых практические и теоретические занятия вели такие знатоки края, как Б. X. Кадиков, Н. А. Цехановская, Л. Н. Новикова, Е. П. Грехова. Постсоветский период 90-х годов ХХ века стал тяжелым испытанием для всего хозяйственного уклада России.
Не избежал этого и Бийск. Промышленность города на сегодняшний день только наполовину достигла уровня 1991 г., и тем не менее уже несколько лет показатели объемов производства растут, есть предприятия, сумевшие не потерять себя в трудное время. Все большее значение приобретает сфера малого бизнеса, расширяется сеть оптовой и розничной торговли.
Наукоград
В 2006 году после многолетних усилий городу Бийску наконец присвоен статус наукограда, что должно придать новый импульс развитию научно-производственной базы города. Вероятно, пройдя индустриальную стадию в 60-80-х гг. прошлого века, Бийск должен перейти в какую-то новую, ноосферную, фазу своего бытия, научиться извлекать выгоду из пока еще растущего интеллектуального потенциала. Михайло Ломоносов когда-то сказал, что богатство России будет прирастать Сибирью. Что касается северных нефтегазовых регионов Сибири, на сегодняшний день это так и есть. Но мы здесь, на юге Сибири, тоже имеем свои преимущества. Волею судьбы мы живем на стыке Европейской и Азиатской цивилизаций. Страны Восточной Азии за последние десятилетия приобрели небывалый темп экономического развития, и хотим мы того или нет, нам придется врастать в это мощное поле экономического взаимодействия с Китаем, Кореей, Индией. Как бы это ни показалось странным, но при нарастающей тенденции конфликта цивилизаций по линии запад-восток, север-юг через некоторое время мы можем остаться той самой буферной зоной, где еще будет возможен нормальный диалог цивилизаций. Возможно, в этом предназначение России в целом, но ее азиатской части и Алтая — в особенности.