Китайское колесо

История

Колесо, которое занимает почетное место в коллекции Бийского краеведческого музея имени В. В. Бианки, имеет непосредственное отношение к торговле на Чуйском тракте.

Найдено оно было в 30-е годы XX века на старом Чуйском тракте, который проходил не по привычному для современников левобережному маршруту, так называемому Шишковскому, а по дороге в Белокуриху через село Алтайское.

Торговля в то время (а назвать ее так можно было лишь с натяжкой, ведь никаких денежных знаков не было) состояла из обмена. Бийские купцы обменивали привезенные товары на китайские, ведь Монголия считалась внутренним Китаем.

Примерным временем изготовления колеса считается середина XIX века, так как именно в это время (с 40-х до 70-х годов) в долине реки Чуя шла бойкая мена. Бийских купцов, торговавших там, например Василия Гилева или Ивана Котельникова, даже называли не иначе как купцы-чуйцы.

В те годы Чуйский тракт представлял собой вьючную тропу, по которой передвигались нагруженные товаром лошади. Каждая лошадь могла перевезти 60 — 70 кг. Тогда-то и начали использовать торговые телеги-двуколки. Такой подход позволял увезти на одной телеге уже килограмм 200 — 250.

Торговля была делом опасным. Прямого договора еще не существовало, поэтому купцы всякий раз отправлялись в долину реки Чуя на свой страх и риск. Нередко случались и нападения на одиночных всадников. Поэтому чаще всего купцы формировали обозы, которые состояли из 10 — 15 подвод.

Бийские купцы привозили на обмен галантерею (хлопчатобумажные ткани, сукно), кожу, шкуры, скобяные товары, сахар, муку, крупы, а везли обратно верблюжью и баранью шерсть, сурковые, хорьковые шкурки, скот. В накладе, конечно, не оставались. Это видно и по домам, в которых жили Копыловы, Ассановы, Морозовы и т. д.

Китайское колесо в коллекции Бийского краеведческого музеяПодобные китайские колеса высоко ценились в купеческой среде за прочность. Китайцы в то время славились качеством своих товаров, вот и колеса, изготовленные из дерева, обитые железом, без ущерба использовались при передвижении по горной местности. Острые камни не причиняли вреда дереву (с внешней стороны установлены металлические заклепки, предотвращающие разрушение от попадающих камней). Особенность китайского колеса была в том, что изготавливалось оно из деревянных сегментов. Именно это делало колесо практически вечным. В любую погоду, в самых разных условиях — будь то влажность или мороз — сегментированные колеса не разбухали и не лопались.

В течение 50 лет колеса служили основой прибыльного дела. Использование их можно назвать революцией в торговле, ведь до этого купцы имели возможность увезти товаров в разы меньше.

Да, они богатели, ведь, например, если нож в Бийске стоил 70 копеек, то продавали его не меньше чем за 3 рубля. Но и в строительстве новой дороги купцы сыграли важную роль, до этого особо никто не хотел вкладываться.

А настоящий раритет — китайское колесо особой прочности так и хранится в Бийском музее.

источник: Бийский рабочий