Сто лет назад в Бийске появилась железная дорога

07.10.2014

Железная дорога в Бийске

Первое здание бийского железнодорожного вокзала было заложено сто лет назад при строительстве Алтайской железной дороги. Высадка пассажиров временно производилась непосредственно на путях, носильщиков не было, буфета не имелось…

История

19 декабря 1908 года барнаульская городская Дума, обсуждая вопрос о необходимости соединения Барнаула с Транссибирской магистралью, признала, что для Барнаула наиболее выгодным является проектируемая инженером Ивановым линия Семипалатинск — Барнаул — Обь. На совещаниях комиссии 4 — 5 января 1909 года рассматривались три варианта Алтайской железной дороги: Барнаул — Тайга; Семипалатинск — Павлодар — Омск с веткой Павлодар — Барнаул; Семипалатинск — Барнаул — Новониколаевск. Совещание постановило ходатайствовать перед правительством о строительстве Алтайской железной дороги в направлении Семипалатинск — Барнаул — Новониколаевск, дополнив его продолжением линии от Барнаула на Бийск.

В марте 1911 года межведомственная комиссия о постройке новых дорог при министерстве финансов рассмотрела в числе других и проект сооружения железной дороги в Алтайском крае. В феврале 1912 года совет министров признал необходимым строить Алтайскую железную дорогу именно в направлении Новониколаевск — Барнаул — Семипалатинск с ответвлением на Бийск. Сооружение Алтайской железной дороги было одобрено государственным советом 14 марта 1912 года, а в начале июня последовало высочайшее утверждение этого проекта.

Торжественное открытие начала работ по сооружению Алтайской железной дороги состоялось 1 июня 1913 года в Семипалатинске при закладке здания вокзала. Для прокладки железнодорожных линий отводились земли в пределах Барнаульского, Бийского, Змеиногорского уездов Томской губернии и в Семипалатинской области, строились корпуса главных железнодорожных мастерских. Работы велись одновременно со стороны Новониколаевска, Семипалатинска и Бийска.

С началом Первой мировой войны в тяжелом положении оказался транспорт, уже в октябре 1914 года правление общества Алтайской железной дороги направило главному инженеру предписание по сокращению расходов на строительство линии. Однако строительные работы не только не приостановились, но были ускорены за счет привлечения труда военнопленных — чехов, словаков, румын. Зимой 1914 года укладывались последние рельсы на участке Овчинниково — Бийск, форсированными темпами велось строительство Обского моста.

Строительство здания вокзала

28 мая 1914 года состоялась закладка ж/д вокзала в Бийске. Вокзал был торжественно открыт и освящен епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) в мае 1915 года. Здание вокзала перестраивалось в 1958 году, а к началу XXI века здание пришло в негодность, и был начат его капитальный ремонт. В 2009 году на прежнем месте был построен новый современный вокзал.

А в начале ХХ века Алтайская железная дорога строилась небывалыми по тем временам темпами, уже 15 января 1915 года между Новониколаевском и Бийском открылось временное движение. Пассажирское движение от станции Алтайская до Бийска было открыто в последних числах августа того же года. Ввиду недополучения вагонов высшего класса на пассажирских перевозках использовались вагоны только 3-го класса.

21 и 22 августа 1915 года управление Алтайской железной дороги опубликовало в газете «Жизнь Алтая» объявление, в котором сообщалось, что в 20-х числах предполагается открытие временного товарного движения. Лицам, желающим ознакомиться с тарифами и условиями перевозки, начальником станции бесплатно выдавались соответствующие брошюры. Здесь же сообщалось об открытии временного коммерческого движения на участке Новониколаевск — Алтайская — Бийск и приводились сведения об оплате: детям до 5 лет проезд обходился бесплатно; с 5 до 10 лет — половина взрослой стоимости; старше 10 лет — за плату, установленную для взрослых пассажиров. Интересно, что за провоз собак, других комнатных животных и птиц за одну версту взималась плата — копейка за штуку. Здесь же, в газете, была приведена таблица тарифных расстояний между станциями, а также правила провозки пассажиров и багажа. Желающих ехать предупреждали, что из-за неготовности пассажирских платформ посадка и высадка на всех станциях временно производится непосредственно на путях, носильщиков нет и буфетов на станциях не имеется. Товарные вагоны 4-го класса были также приспособлены для перевозки пассажиров.

Первый поезд

8 октября 1915 года из Новониколаевска в Барнаул был отправлен первый пассажирский поезд. Его прибытие ожидалось в 7 часов утра, однако поезд опоздал в пути на 10 часов, первый поезд из Семипалатинска прибыл тоже с большим опозданием. Паровозам этих поездов приходилось часами ждать на станциях подачи воды из водокачек, которые не были оборудованы для этих целей.

Сдача в эксплуатацию

21 октября 1915 года в 12 часов на станции Барнаул состоялся молебен в честь открытия Алтайской железной дороги. Таким образом, дорога была сдана в эксплуатацию, по ней открылось сквозное товарно-пассажирское движение на всем протяжении дороги от Новониколаевска до Семипалатинска (654 км) и от Алтайской до Бийска (148 км).

Статистика

За первые 72 дня работы по Алтайской железной дороге было перевезено 72 тысячи пассажиров и 5,2 млн пудов груза. В начальный период существования интенсивность движения на главном направлении дороги составляла 5 пар поездов в сутки, а на Бийской ветке — 2 пары.

источник: Бийский рабочий

Добавьте эту статью в закладки: