Жители Республики Алтай требуют захоронить принцессу Укока
Принцесса Укока
В последнее время Алтай накрыла волна природных катаклизмов: землетрясения, небывалое по разрушительной мощи наводнение, град размером с хорошее куриное яйцо, разбивавший стекла в домах горноалтайцев, аномальные ливни, которые идут стеной неделю кряду…
Шаманы Горного Алтая поспешили назвать ее легендарной прародительницей алтайского народа принцессой Кадын, или
Раскопки принцессы Укока
Итак, в 1993 году на плато Укок высадилась экспедиция археологов из Новосибирского института археологии и этнографии под руководством доктора наук Натальи Полосьмак — ученые исследовали курган
Сначала наткнулись на разоренное захоронение железного века, углубились дальше — и вот она, сенсация мирового уровня! Под «разорением» — более древнее погребение, сохранившееся в своем первоначальном виде, но заполненное изнутри льдом.
Несколько дней ученые топили лед, а когда ледяные оковы спали, то взору археологов предстали шесть коней в полной боевой выкладке и деревянная колода, в которой, подогнув к животу длинные ноги, лежала мумия молодой женщины в рубашке из китайского шелка, шерстяной юбке, шубе и в
Ученые сразу вынесли свой первоначальный «диагноз»: судя по всему, захоронение относится к скифской Пазырыкской культуре, которая была распространена на Алтае две с половиной тысячи лет назад. Девушка совсем не знатного рода, но и не простолюдинка, может быть, хранительница сакральных знаний, принесшая себя в жертву. Мумия была доставлена в лабораторию Новосибирского института археологии и этнографии для детального изучения. Такая находка позволила бы ученым «узнать будущее, считывая прошлое».
Некоторые СМИ таинственно писали, что во время транспортировки мумии у вертолета, в котором находилась команда Натальи Полосьмак, отказали турбины — одним словом, мистический квест принцессы Укока благополучно начался.
Легенда принцессы Укока
Алтайские шаманы тоже сделали официальное заявление: археологи потревожили древнейшее захоронение прародительницы алтайского народа принцессы Кадын (
По преданиям, хранительница покоя
Одним словом, шаманы забили в свои бубны, их в свою очередь поддержали уфологи и метафизики, которые высказывали туманные предположения, что принцесса Кадын — представитель внеземной цивилизации.
С отъездом принцессы Укока в Новосибирск начались мистические волнения среди алтайцев, искусно подогреваемые СМИ, шаманами, метафизиками и интеллигенцией Республики Алтай, которые поспешили объявить мумию «нашим всем».
Катаклизмы и даже исторические события (к примеру, раскопка кургана на Укоке совпала с датой правительственного кризиса — 31 июля 1993 года) выстраивались в единую логическую цепочку — принцесса Алтая сердится, ее нужно возвращать на родину. Не помогали официальные выступления ученых, которые, опираясь на генетический анализ мумии, объявили — погребенная девушка относилась к европеоидной расе и к алтайскому народу отношения не имеет.
— С моей точки зрения, это шаманство, — говорит историк, археолог и краевед из Бийска Сергей Исупов, который вместе с новосибирскими учеными занимался «жизнеописанием» принцессы Укока.
Принцесса Укока — не что иное, как удобная мифология, придуманная местными шаманами, которая нашла отклик в сердцах «золотой интеллигенции» Горного Алтая. Это девушка не может быть принцессой Кадын, хотя бы в силу своих генетических особенностей — она принадлежит к европейской расе, к скифской эпохе, об этом красноречиво говорят результаты научных изысканий, которые были проведены новосибирскими учеными. Она не может быть прародительницей алтайского народа. Понимаете, эта сенсационная находка команды Натальи Полосьмак имела огромное интернациональное значение, можно было еще очень долго изучать этот материал.
— Не стоит называть ее принцессой, — в свое время говорил академик Вячеслав Молодин. — Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят
Общественность Республики Алтай
Захоронение принцессы Укока
Страшное наводнение, в результате которого были разрушены мосты, плотины и затоплены сотни деревень, сел и городов Алтая, вновь подняло массовое недовольство: принцесса Кадын не должна лежать в музейном саркофаге, ее нужно вернуть в родную землю — на плато Укок. Древние люди были мудрее нас и понимали, что покой жриц, охраняющих врата подземного мира, нельзя нарушать.
Сейчас в Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения. Как сообщают краевые СМИ, председатель оргкомитета Акай Кине даже собирается обратиться к новосибирским археологам за помощью в захоронении принцессы Кадын на плато.
— Ну что ж, это их решение, — говорит Сергей Юрьевич. — Они добивались того, чтобы мумию вернули в Горный Алтай — ученые пошли навстречу и свернули все свои работы, которые в будущем могли стать настоящим мировым открытием в области «кто мы и откуда мы?». Теперь они хотят ее захоронить… Я выскажу свое субъективное мнение: мы потакаем «средним» людям, наделенным вполне обывательским мышлением. Знаете, мы поднимали огромные пласты алтайской мифологии и подходили к этому вопросу с научной педантичностью — никакой связи между найденной в кургане девушкой скифской эпохи и принцессой
…Принцесса Укока продолжает бередить умы — и ученых, и эзотериков, и шаманов, и просто любопытных людей, жадных до такой мистической пищи для ума. Успокоится ли Белая Госпожа, которая, по легенде алтайских шаманов, обещала во второй раз не прийти, а «приплыть» в свое сакральное жилище?