Начало строительства трамвайных путей

История трамвая в Бийске тесно связана с завершением строительства и запуском Бийского химического завода в 1960 году. Решение об организации перевозок рабочих привело к созданию трамвайного сообщения, включавшего трамвайное депо и трамвайную линию.

Трамвай в Бийске

История трамвая в нашем городе связана с окончанием строительства и пуском Бийского химического комбината. Начинается она с 1960 года, именно тогда остро встал вопрос организации перевозки людей на работу, и было принято решение организовать транспортный цех химического комбината, в который входила и трамвайная служба.

Укладка первого участка трамвайного пути началась чуть раньше, в конце 1958 года. К началу 1960-го укладка рельсов и монтаж контактной электрической линии были закончены. Первым директором трамвайного парка был назначен Константин Григорьевич Семиков. Группа водителей трамвая из 25 человек была специально обучена в Новосибирске.

13 июня 1960 года в 6 часов утра на линию вышло пять вагонов Усть-Катавского вагоностроительного завода.

Поезда проходили со стороны переезда в сторону остановки «Западное кольцо» через каждые пять минут. Протяженность первого трамвайного пути «Переезд» (сейчас остановка «Маяковская») — «Западное кольцо» составляла 10,6 километра.

По планам строительства до 1 ноября того же года трамвайная линия должна была дойти до завода «Продмаш». Вторую очередь трамвая в Бийске объявили ударной стройкой.

Некоторые бийчане еще помнят первые трамваи марки «МС», которые называли «коробочками». Сначала люди заходили в тамбур, потом открывали дверь в вагон. В вагоне были боковые деревянные скамейки и кондукторское место. Зимой в кабине было холодно, водители возили с собой мешочек с солью, чтобы протирать замерзающие стекла.

Не легче приходилось и рабочим депо. В самом начале им приходилось быть и монтажниками, и грузчиками, и строителями. Сами получали оборудование, сами его устанавливали, достраивали производственные помещения. До 1963 года вагоны приходилось ремонтировать летом на улице. Специальной техники для ремонта не было. Колесные пары выкатывали из-под вагонов вручную, затем грузили на автомашину и везли их в РМЦ треста 122, где на токарном станке протачивали бандажи колесных пар.

К началу 1964 года закончились основные работы по строительству второй очереди. Одновременно велись работы по подготовке к строительству третьей очереди — от переулка Коммунарского до лесозавода. Таким образом, трамвайный путь планировалось провести с одного конца города до другого, что должно было окончательно разрешить проблемы с пассажирскими перевозками в черте города и в первую очередь в его основных промышленных районах.


В 1965 году начались работы по строительству трамвайного пути в заречной части города. А 6 ноября 1970 года по маршруту № 5 — с остановки «Коммунарский» до льнокомбината началось движение первых вагонов.

Таким образом, за десять лет со дня пуска трамвая в городе трамвайная линия пересекла город с запада на восток, ее общая протяженность достигла 50 километров. Действующая ныне в Бийске трамвайная сеть была в основном закончена к 1980 году. В городе было открыто шесть трамвайных маршрутов, протяженность рельсового пути составила 70,8 километра.