Листая подшивку бийской ежедневной двухполосной газеты «Алтай» за 1914 год

13.01.2014

Газета «Алтай»

Каждый год российский День печати напоминает нам о важности газет и журналов. Конечно, некоторые предпочитают наскоро получать краткую информацию из выпусков утренних новостей. Но люди, относящие себя к интеллигенции, не могут отказать себе в удовольствии детально изучить номер газеты, чтобы не торопясь узнать все подробности и сделать выводы о происходящем.

Листая подшивку бийской ежедневной двухполосной газеты «Алтай» за 1914 год, можно узнать, что же занимало умы горожан в то время.

Листая подшивку бийской ежедневной двухполосной газеты «Алтай» за 1914 год

Газета «Алтай» называлась внепартийной, прогрессивной и выходила ежедневно, за исключением дней после праздничных, — рассказывает заведующий историческим отделом БКМ им. В. В. Бианки Анатолий Цапко. — На двух страницах размещалась информация о сражениях Первой мировой войны, вести с фронта, зарубежные новости.

Историческую ценность для нас имеет колонка «Хроника», где публиковались городские новости: о заседаниях попечительских советов, решениях профсоюзов, проведении благотворительных вечеров, гастролях театров, пожертвованиях, даже балансовые отчеты банков, конечно, есть и информация о пожарах и преступлениях.

Фотографий в газете не было, как и информации об авторах материалов — редактор и издатель экономили место. Центральную же часть газеты занимала реклама, благодаря которой бийчане узнавали об открытии частных детских садов, месте и времени приема врачей (раньше имевших частные практики), газета помогала найти рабочее место и предоставляла информацию об освободившихся вакансиях в богатых и знатных домах города.

Даже слухи, курсирующие по Бийску, не оставались без внимания: на страницах печатного издания подробно разъяснялось, что правда, а что ложь.

О зажиточности купцов и их понимании важности рекламы говорит и размер приобретаемых ими газетных площадей. Так, купец Александр Хакин (его магазин располагался в заброшенном ныне здании центральной библиотеки), торговавший галантереей, тужурками, пальто, галстуками и т. д., размещал объемную рекламу своего магазина на первой полосе каждого номера ежедневной газеты. Где можно изготовить искусственные зубы из каучука и золота, приобрести очки и многое другое — обо всем этом писал «Алтай». Кстати, закона о рекламе тогда не было, поэтому и ограничений не накладывалось: в газете можно было увидеть рекламу алкоголя, табака и даже лекарств от «лихих болячек».

Не обходилось и без местечковых указаний. Приезжему с трудом бы удалось узнать цену на билет в театр, так как в газете указывалось: «цена билета обыкновенная». Часто не указывались и адреса. Например, горожан приглашали в новый открывшийся аптекарский магазин, который располагается в доме Кашина. Современные музейные работники знают лишь об одном доме Кашина (ныне — Советская, 15), но существует вероятность, что у богатого купца было несколько домов.

Годовая подписка стоила тогда 5 рублей, и для большинства бийчан газета имела всеобъемлющее значение.

источник: Бийский рабочий

Добавьте эту статью в закладки: