Бубен шаманов Тонашева и Кастаракова

Бубен шамана

В Бийском краеведческом музее есть подлинные предметы и одежда, которые использовались шаманами для камлания. Они принадлежали шаманам Макару Кастаракову и Кондрату Танашеву.

Бубен, который вы видите в экспозиции среди прочих предметов, использовавшихся для общения с духами, принадлежал некогда потомственному кумандинскому шаману Макару Кастаракову. Бубен изготовлен из дерева и кожи, его диаметр, как это значится в описании, составленном Борисом Хатмиевичем Кадиковым, бывшим в хороших отношениях с Макаром Кастараковым, — 60 — 61 сантиметр, ширина — 10 сантиметров. Изготовлен он в строгом соответствии с теми знаниями, которые Макар Васильевич получил от своих предков. На лицевой и тыльной сторонах поверхности кожи, обтягивающей бубен, расположены рисунки, символизирующие мифологизированное представление кумандинцев о структуре Вселенной и мироустройстве. Достаточно четко обозначено трехчленное деление мира: это верхний мир — небо, звезды и так далее; средний мир — мир земной и нижний мир — подземный, по мифологии, царство Эрлиха.

В музейной карточке-описании есть такая информация: «Бубен изготовлен в 1994 году, приобретен у Кастаракова Макара Васильевича в 1997 году».

Когда был форум зарождающегося движения возрождения культур малых народностей России в 1995 году в Москве, Макар Кастараков был среди его участников. К его великому омрачению в аэропорту бубен повредили. Кастараков очень огорчился, потому что для действующего шамана, а Макар Васильевич являлся именно таковым, это был очень недобрый знак, который предвещал несчастье и скорую смерть. Именно после этого он изготовил себе другой бубен, а этот передал нам в музей. Позже и второй бубен поступил в музей Бийска.

Одежда шамана, которая представлена в экспозиции, принадлежала другому известному шаману — Кондрату Танашеву, который прожил сложную жизнь, подвергался репрессиям, прошел через многие катаклизмы в истории нашей страны. Что интересно, Кондрат Тонашев участвовал в фильме известного кинорежиссера Григория Козинцева «Одна» именно в роли шамана. Он долго жил в Петербурге, и у них с Козинцевым были теплые отношения. Фильм «Одна» был выпущен режиссером Григорием Козинцевым в соавторстве с Леонидом Траубергом. Лента рассказывает о молодой учительнице, приехавшей в глухое алтайское селение и вступившей в конфликт с местными баями. Один из сильных эпизодов ленты — камлание шамана. «Одна» — второй отечественный фильм об Алтае, один из первых советских звуковых фильмов, музыку к которому написал Дмитрий Шостакович. Однако судьба ленты была незавидна: фильм показали в Европе, вмонтировав в него немецкие субтитры.

Один из бубнов Кондрата Танашева хранится в Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН в Санкт-Петербурге. Этот бубен Танашев в 1931 году подарил Григорию Козинцеву после съемок фильма «Одна». А в музей эту знаковую реликвию передал сын режиссера, известный российский антрополог Александр Григорьевич Козинцев.

Светлана Соловьева, научный сотрудник БКМ имени В. В. Бианки

источник: Бийский рабочий