Несмотря на отсутствие централизованной помощи спортивному туризму, в Бийске есть энтузиасты, за свой счет двигающие этот вид спорта вперед.
Бийск традиционно считается воротами Горного Алтая — региона, который, по сути, уже стал своеобразной Меккой для путешественников. А ведь были времена, когда и наш город играл роль туристического центра.
— Активный отдых начинался с Бийска, — вспоминает Виктор Бурдин, руководитель городского музея спортивно-туристской славы при КСЦ, инструктор по туризму. — Многие и сегодня не без сожаления вспоминают турбазу «Алтай», отправную точку самых интересных маршрутов по горным тропам. Именно здесь останавливались путешественники, наслаждались красотой соснового бора и отсюда же выходили в походы».
Признанная одной из лучших в СССР, база «Алтай» на 400 номеров, с отделанным холлом, кафе, столовой, стоянкой для автомобилей и бесчисленными домиками, бесспорно, была гордостью края. Принимала туристов не только из нашей страны, но и из республик Прибалтики, Венгрии, Франции, Германии, Чехословакии и многих других. Это была мощная сеть туркомплексов, насчитывавшая только инструкторского состава 90 человек, прошедших жесткий отбор и серьезную подготовку. Туристские программы проходили согласование в горсовете Бийска, небольшие турбазы, функционировавшие как единое целое, были разбросаны повсюду. Чтобы это понять, достаточно представить следующий маршрут: группа туристов выходит с турбазы «Алтай», опытные инструкторы проводят ее через хребет и выводят к Телецкому озеру, где их встречают в небольшом пункте, где можно отдохнуть, переночевать в домиках или разбить палатки, где радушный обслуживающий персонал и буфет. Те, кто устал, могут вернуться обратно на теплоходе, те, кто еще в силах, просят инструкторов вновь пройтись по горам.
Все было продумано до мелочей, турбазы никогда не пустовали, — добавляет Виктор Михайлович. — Только в Бийске можно вспомнить такие туристские организации, как «Горизонт», «Эдельвейс», «Заря», «Космос». Ведь туризм в СССР был массовым явлением, к тому же вполне доступным: путевки на базы отдыха Горного Алтая предоставляли профсоюзы, а основные финансовые траты брало на себя государство.
После развала СССР базы и туркомплексы, славившиеся когда-то на всю страну, оказались никому не нужны. Находившаяся под патронажем краевого совета по туризму и экскурсиям база «Алтай» не смогла пережить «смутные времена». Попытки экс-главы города Бийска Геннадия Карпушкина забрать базу для города, отремонтировать и сделать ее муниципальной не увенчались успехом. В итоге — разрушенное, разворованное здание.
Не у дел остались не только здания, но и инструкторы с колоссальным опытом. Впрочем, не все отошли от своего призвания. Юрий Жданов, тренер бийского рафт-клуба «Белуга», неоднократно приводил свою команду на пьедестал победы на крупных соревнованиях. Рафтинг в России — относительно молодой вид спорта, клуб под руководством Юрия Петровича существует около 10 лет. За это время уровень команды поднялся до мировых стандартов и на сегодняшний день уступает лишь командам из Горного Алтая, которые задают тон в мировом рафтинге. Впрочем, сравнивать наш Алтайский край и соседнюю республику Алтай не приходится. У них очень серьезная поддержка: профессиональный оплачиваемый штат инструкторов, 30-летняя гребная школа, есть возможность поездить по миру. Конечно, соперничать с такими ребятами очень сложно. Для спорта, в том числе и туризма, профессиональный рост возможен только при поддержке государства, а в Бийске этого нет вообще. «Наш клуб существует на наши личные средства, которые мы пытаемся заработать за летний период, — рассказывает Юрий Жданов. — Ведь летом наши ребята трудятся гидами на базах Горного Алтая, они очень востребованы, ведь есть главное — опыт. А деньги нам нужны: помещение клуба в подвале пятиэтажки мы арендуем, сами платим за электричество, за воду. Качественное оборудование, каски, жилеты — все это тоже довольно затратно, но приходится приобретать за свой счет. При этом все равно занимаемся с подростками бесплатно». Худшее, что произошло в Бийске в сфере спорта, — это развал детского туризма. «Создается впечатление, что кружки, секции для детей существуют только на бумаге, реальных походов у них нет. И какие могут быть походы? — с сожалением говорит Юрий Петрович. — Необходимо современное снаряжение. Те копейки, которые отпускаются на эти кружки, идут разве что на транспорт — доехать до лесу, побродить, камешки покидать. Руководители рады бы организовать поход, но финансирование не позволяет. Приходится ограничиваться записями в тетради, как правильно вязать узлы. Мы тоже занимаемся с детьми, пытаемся показать, что значит быть настоящим туристом. Однажды на Крещение пошли в лес с ночевкой — мороз тогда стоял нешуточный! Честно говоря, многие думают, что мы ненормальные какие-то (минус двадцать пять — а мы на прогулку), но у нас ведь правильное снаряжение, те же валенки, варежки, специальная палатка, печь, и если идет непрерывное дежурство, то в палатке плюс пять-десять, не очень жарко, конечно, но спать в спальнике исключительно приятно. Никто не замерз, никто не обморозился».
Что касается рафтинга, то, по словам Юрия Жданова, этим видом спорта занимаются не дети, а люди постарше, в основном студенты. И хотя сезон рафтинга — два-три месяца, занятия в «Белуге» не прекращаются и в холодное время года. По идее, рафтеры должны тренироваться в бассейне, но бийский клуб позволить себе этого пока не может. Приходится выходить из положения необычным способом. Оказывается, зимние лыжи — тоже неплохая тренировка, движения сходны с греблей. Так и поддерживают форму… Да еще походы по горам в качестве необходимой нагрузки. Походы — это святое. И летом, и зимой. Кстати, именно походы наглядно рисуют портрет современного туриста. Культура путешествий, точнее, отсутствие этой культуры — серьезная проблема, которая губит Алтай все больше и больше. Например, долина реки Кумир, Девичьи плесы — живописнейшее место, чистейшая река, действительно памятник природы, но в конце сезона неподалеку можно увидеть огромную кучу мусора, Почему? Человеку рассказали, есть такое место, значит как-нибудь надо съездить и захватить с собой ящик пива и закуску. Но, даже собрав в пакет весь этот мусор, никто не умудряется вывезти его с собой, искренне считая, что кто-то должен за него это сделать. А вот профессиональный турист, которого обучали всем азам этого спорта, понимает, что нельзя даже фантик бросить среди чистого снежного поля. Инструктор не просто сделает замечание, он даже может отстранить от похода. В советское время к этому относились очень внимательно. А сегодня некоторые туристские фирмы закрывают на это глаза. Они считают, что в крайнем случае можно ворохи мусора оттащить подальше. «Иногда это так надоедает, — признается Юрий Жданов, — что мы просто останавливаемся и сами утилизируем этот мусор. Проблем то: обжечь и закопать в землю».
Руслан Емельянов, главный специалист отдела городской администрации по поддержке предпринимательства и туризма и заместитель председателя Бийской федерации спортивного туризма и экстремальных видов спорта, согласен с Юрием Ждановым в том, что некоторые туристы относятся к природе потребительски. Одной из мер по сохранению заповедных территорий, по его мнению, является передача земель в руки тех, кто сможет нести ответственность за состояние этих территорий. «Есть хозяин — будет и порядок. Многим не нравится, что некоторые места объявляют природными зонами, там ставят посты и взимают плату за проход. Но люди должны понимать, что на эти деньги земля в округе приводится в порядок, убирают мусор. Главное, чтобы подобное не превращалось в простое сдирание денег, — считает Руслан Емельянов. — Туризм, разумеется, должен быть под контролем. Ведь, к сожалению, растет число самодеятельных туристов, которые не могут адекватно оценить свои силы. Случается, что человек, не имея практически никакого опыта, отправляется на ледник, попадает в непогоду — ведь в горах и среди лета может начаться метель. И в итоге — несчастный случай. А вот спортсмены всегда подходят к делу ответственно. Во-первых, профессиональные туристы оформляют туристскую книжку, куда заносится список участников похода, отражается их опыт, маршрут, а потом специальная комиссия из опытных туристов дает добро и даже рекомендации по прохождению выбранного пути. И, во-вторых, спортсмены обязательно отмечаются во всех точках спасательных служб, которые встречают на маршруте. Да и мусорить в горах они к тому же не будут». Как сообщил Руслан Емельянов, городские власти оказывают развитию туризма, прежде всего спортивного, посильную помощь. Речь идет не о финансировании, а, скорее, об организационных моментах.
«С 26 по 28 сентября 2008 года в шестой раз пройдет городской турслет молодежи на Семинской поляне, — рассказывает Руслан Викторович. — Примут участие 10 команд из Бийска, и если не подведет погода, ожидается прибытие пары команд и из других районов края. Соревнования поделятся на три направления.
Первое — спортивно-туристское многоборье (пешие дистанции, лазание по веревкам, ориентирование по азимуту и другое).
Второе — рафтинг, прохождение Семинского порога.
И третье — художественная самодеятельность и организация лагеря».
По мнению главного специалиста отдела по поддержке предпринимательства и туризма, если еще не так давно можно было говорить о забвении спортивного туризма в Бийске, то сейчас нет причин для пессимизма. С развитием края и города, безусловно, начнется возрождение этого массового вида спорта. А пока Бийску нужно хотя бы не терять тех туристов, которые едут в Республику Алтай транзитом. Руслан Емельянов: «Не только Горному Алтаю есть что показать, но и Бийску. Мы живем в самом старом городе края, какой у нас исторический центр — из него вполне можно создать исторический парк, все к этому и идет. Не заметить изменений просто нельзя, хотя они и постепенны».