В Бийске создают этнокультурную карту
Этнокультурная карта Бийска
С 2005 года этот проект реализуется Домом технического творчества им.
— Как оказалось, на территории Бийска проживают представители около 80 этнических групп. В результате нашего исследования мы выбрали самые широко представленные в городе Бийске национальности. Прежде всего это русские, кумандинцы, татары, немцы и поляки.О них мы стали собирать более подробную информацию.
— Ольга Борисовна, а почему вас заинтересовала эта тема?
— Несмотря на то, что Бийску скоро исполнится 300 лет, его этнической историей никто не занимался. Молодежь сегодня не знает и, самое страшное, не желает знать обычаи, традиции, историю своего народа. Если более взрослое население еще может читать и говорить на своем родном языке, то молодое поколение ничего не помнит. На примере ХХ века мы проследили историю этнических групп. Думаю, это дополнит картину нашего города, еще ярче оттенит исторические моменты. Так, благодаря архивам загса можно проследить, откуда приезжали переселенцы в течение прошлого столетия — как выяснилось, более чем из 40 регионов! Поэтому в Бийске трудно найти коренного бийчанина.
— Этнокультурная карта Бийска поможет выявить определенные проблемы и подсказать пути их решения?
— Совершенно верно. Наши юные исследователи провели опросы в школах, училищах, университетах и попросили молодежь назвать представителей национальностей, которые встречаются каждый день. И кого, вы думаете, чаще всего называли молодые люди? На первом месте — негры, на втором — китайцы и на третьем — русские. Это говорит о чрезмерном влиянии ТВ. С другой стороны, мы, взрослые, в ответ ничего не предлагаем. А ведь можно проводить этнические фестивали, где будут представлены различные национальные культуры. В Новосибирске, например, такие мероприятия проходят регулярно. Когда организаторов спросили: «Зачем?»- они ответили: «Не хотим иметь бомбу замедленного действия под Новосибирском». Они осознают всю важность этой работы. С 1999 года здесь разработана городская программа по этническому воспитанию и знакомству с национальными культурами, работает немало национальных обществ, которые совместно с городской администрацией проводят этнические праздники, фестивали, выставки и летние полевые лагеря. В Новосибирске согласны сотрудничать с нами, как, впрочем, и в других городах.
— Как происходит процесс создания этнокультурной карты Бийска?
— Это целый комплекс различных мероприятий, результатами которых становятся исследовательские работы учащихся, проведение научных конференций, написание статей и издание сборников. А начинается работа с общения со старожилами и работы в архивах. У школьников и студентов проходит летняя полевая практика. Почти две недели ребята опрашивают местное население, изучают места, обходят частные подворья. Мы выиграли грант и приобрели цифровые диктофоны и фотоаппарат. С техникой работать гораздо проще и быстрее.
— Наверняка в процессе исследования выясняется много интересных, до этого неизвестных фактов?
— Конечно, и каждое новое открытие для нас — праздник. Оказывается, в заречной части города был целый татарский район, включавший улицы Краснооктябрьскую, Красильникова, Тургенева, переулки Московский, Твардовского. Упоминания о районе сохранились с конца XIX века. Существовали национальная школа имени Габдулы Тукая, клуб, мечеть и детский сад, которые помогали сохранять татарскую культуру. Отмечался весенний праздник Сабантуй. На основе этой информации учащимися были написаны исследовательские работы «Похоронные обряды татар», «История татарской национальной школы имени Тукая» и другие, которые были отмечены на научных конкурсах и конференциях всероссийского уровня. Кстати, 9 апреля автор одной из них Яна Яковенко вернулась со всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура», где заняла второе место.