Алтайцы

Алтайцы, народность, коренные жители Алтая. Числ. — свыше 68 тыс. чел. (1989), в т. ч. почти 60 тыс. проживают в Ресн. Алтай. Предки — тюркоязычиые племена теле и тюкю. В XIII, XV—XVIII вв. в этногенезе алтайцы приняли участие монголоязычные племена, потомки пек-рых вошли в состав А. в качестве родов-сеоков (найман, дербет, могол, чорос).
Совр. алтайцы говорят на разл. диалектах алт. яз., относящегося к вост. ветви тюркских яз. В сер. XIX в. глава Алт. духовной миссии М. Глухарев разработал письменность на основе рус. алфавита и на базе телеутского диалекта. С 1922 в основу алт. лит. яз. был положен диалект алтай-кижи.

В эгногр. отношении алтайцы делятся на 2 гр.: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южные (телеуты, теленгиты, алтай-кижи, до сер. XIX в. — телесы). Северные живут в горно-таежной зоне сев.-вост. Алтая: тубалары — в верховьях Бии (басс. р. Пыжа, Кокша, Иша), челканцы — р. Лебедь и Байгол, кумандинцы — по Бии (Респ. Алтай, Красногорский, Солтонский, Бийский р-ны Алт. края). Расселение южных: теленгиты — в басс. р. Чуя и Аргут, по р. Чулышману и Башкаусу; алтай-кижи — в басс. р. Урсул, Ча-рыш, Кокса, Кан, ср. теч. Катуни; телеуты — по р. Майма и Черга (Респ. Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский р-ны Алт. края), по р. Большому и Малому Бача там (Беловский р-н Кемеровской обл.).

Эти 1р. алтайцы заметно различаются по антрополог, признакам, а до нач. XX в. — по роду хоз. деят-сти. Северные алтайцы (устарев, «черновые татары») принадлежат к уральской контактной расе. Основой жизни их были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста. Южные алтайцы (устар. «ойроты», «белые калмыки») принадлежат к наиболее монголоидному центрально-азиатскому типу. Занимались кочевым и полукочевым скот-вом. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросит, каналов. Осн. тип жилища — переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды — овчинная шуба. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел.

Традиционной религией был шаманизм, поклонение многочисл. духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир. В XVIII—XIX вв. заметное влияние оказал буддизм (в кон. XIX в. оформилось религ. -нац- движение бурханизм), а в сер. XIX в. — христианство. Существовал лунный календарь, в к-ром месяцы названы по фенологическим или хоз. признакам: «месяц кукушки», «месяц большой жары», «месяц битья пашни», «месяц кандыка» и др. У южных алтайцев был распространен общий с монголами календарь 12-летнего животного цикла.

Проникновение в Горн. Алтай рус. нас., учреждение Алт. духовной миссии (1828) способствовали переходу части алтайцев на оседлость. Возникли селения: Майма, Улала, Мьпота, Чемал, Бирюля, Черный Ануй, Кебезень, Паспаул и др. Новокрещеным алтайцам оказывалась помощь в стр-ве изб, а также хлебом, одеждой, скотом. Они учились домоводству, земледелию, мотыгу вытеснила соха, затем плуг. После 1913 все алтайцы причислены к оседлым жителям. В 90-х 72,9% алтайцы проживали в селах, осн. занятие — отгонно-пастбищное жив-во, охота, в котловинах и шир. участках речных долин (Чуйская, Курайская, Абайская, Уймонская) развито земледелие.