Аэропорт города Бийска - возрождается
Возрождение бийского аэропорта
В 2009 году взлетную полосу бийского аэропорта покинул последний рейсовый самолёт. Но обещал вернуться. Ведь возродиться, уж если не из пепла, то по крайней мере из весьма удручающего состояния, бийский воздушный порт должен был не раз. В 2006 году Алтайский край выиграл конкурс Минэкономразвития на получение статуса особой экономической зоны. Как же обойтись без ближайшего аэропорта? Но ничего, обошлись. В 2009 году заявленные работы так и не начались. Как и в 2010 году, бийскую взлетку министр транспорта РФ Игорь Левитин, посетивший Алтай, вниманием не удостоил. Впрочем, как и деньгами. А ведь ждали именно этого.
В 2011-м — громкое воодушевляющее заявление Краевого управления экономики и инвестиций: к 2013 году реконструированные объекты бийского аэропорта и расширенная полоса будут сданы в эксплуатацию. Снова не сбылось.
Создаётся впечатление, что над бийским аэропортом висит злой рок, не дающий даже надежды втиснуться в федеральные программы. В сентябре 2012 года министр транспорта РФ Максим Соколов во время посещения Барнаула выступил с инициативой передать бийский аэропорт из федеральной собственности на баланс Алтайского края, а значит, федеральные средства по целевой программе на реконструкцию аэропорта получить не удастся. А ведь потребуется немало — 300 миллионов рублей. И это только на взлетную полосу. Найдутся ли такие деньги в краевом бюджете — пока вопрос. Уж больно часто вопросы финансирования на конечной стадии решались не в пользу бийского аэропорта.
Другой вопрос — чего достоин местный порт? Для определённого статуса аэропорт должен отвечать ряду характеристик. Тут соседи сыграли с нами злую шутку. Скорее всего, наш аэропорт будет носить статус межрегионального и сможет принимать рейсы лишь по Западной Сибири — статус федерального аэропорта нам не светит. Причина не только в отсутствии федерального финансирования, но еще и в нормативах Министерства транспорта, по которым от одного федерального аэропорта до другого должно быть не менее 500 км. А мы имеем три федеральных аэропорта поблизости: в Новосибирске, до которого 380 км, в Барнауле, в 140 км от Бийска, и недавно открытый в Горно-Алтайске — в 100 км. Так что возрождение и развитие бийского аэропорта будет проходить лишь для малой авиации.
— Мы получаем взлетно-посадочную полосу и сохранившееся светотехническое оборудование из федеральной собственности в региональную, и уже готовится программа по развитию региональной авиации, — рассказал журналистам в конце февраля губернатор Александр Карлин. — Сейчас мы изучаем опыт Приволжского округа, создаём региональную программу по развитию малой авиации.
Все больше крепнет уверенность, что бийский аэропорт мы вернем к жизни и сделаем воротами в Белокуриху. — В постановлении, подписанном губернатором Александром Карлиным, наш бийский аэропорт уже фигурирует, — рассказал на днях глава администрации Бийска Николай Нонко. — И на него в 2013 году уже запланировано финансирование.
Сумма, правда, небольшая — порядка 1 миллиона рублей, но речь идет о необходимости привести в порядок и изготовить недостающую проектную документацию — миллион предусмотрен как раз на эти цели. Но работы в бийском аэропорту начнутся уже в этом году. Не исключено, что федеральные средства все же удастся задействовать в возрождении аэропорта. 1 апреля стартует пилотный российский проект — субсидирование региональных пассажирских авиаперевозок в рамках федеральных округов.
— До конца года мы отработаем эту модель, увидим ее сильные стороны и с 2014 года запустим аналогичные проекты. Объем субсидирования будет существенным — порядка 2 миллиардов рублей, — рассказал 18 марта Максим Соколов, принявший участие в Дне Алтайского края на международной туристической выставке «Интурмаркет-2013». — Восстановить аэропорт города Бийска необходимо. Однако денег на все не хватает, и поэтому мы привлекаем инвесторов. Этот проект может быть реализован на принципах государственно-частного партнёрства при поддержке федерального центра: за счет средств инвестора произведется реконструкция здания аэровокзала с пропускной способностью 100 пассажиров в час, а за счет средств регионального бюджета объект будет обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой. Инструментами федеральной поддержки могут стать субсидирование региональных перевозок и приобретение авиакомпаниями судов для региональных авиаперевозок, на которые нацелен аэропорт Бийска. Модель субсидирования и поддержки региональных авиаперевозок мы предложим в этом году. Запустить ее в работу, учитывая особенности бюджетного процесса, полагаю, сможем в 2014 году.
«После того как федеральное имущество передадут на баланс края, чиновникам предстоит определить, кто будет заказчиком и подрядчиком реконструкции аэропорта Бийск. С большой долей уверенности можно говорить, что непосредственными работами на взлетно-посадочной полосе займется „Алтайавтодор“, — высказывает предположение газета „Ваше дело“. — Сложнее дело обстоит с выбором управляющей компании, которая будет курировать реконструкцию, привлекать авиаперевозчиков и обслуживать объект. Администрация края пока этот вопрос для себя не решила. Управляющей компании необходимо будет обеспечить аэропорту от 5 до 15 вылетов в неделю, чтобы объект себя окупал».
На вопрос, куда будут летать самолеты из Бийска, однозначного ответа пока нет. Известно, что это будут города Сибирского федерального округа.
— Открытие рейса требует экономического обоснования. Мы должны быть уверены, что наберем соответствующий пассажиропоток, — поясняет Николай Нонко. — Думаю, удастся организовать воздушное сообщение с Тюменью, Томском и Красноярском. Наш аэропорт — самый близкий для гостей курорта Белокурихи, а отдых там пользуется популярностью у платёжеспособного населения. Здесь любят отдыхать газовики, нефтяники. Уверен: авиарейсы будут пользоваться у них спросом и окупят себя.
По мнению губернатора, ввод в эксплуатацию аэропорта в Бийске позволит восстановить рейсы в Сургут, Нижневартовск, Новосибирск, Красноярск, Кемерово и Иркутск.