85-летие туризма на Алтае
27 сентября отмечается Всемирный день туризма. В далеком 1927 году в стране возрастал интерес к новому увлекательному хобби — туризму. На Телецкое озеро с грандиозными планами — превратить Золотое озеро в туристическую Мекку — прибыла группа из шести новосибирцев.
Все начиналось с Телецкого
Зазывать гостей на пустое место — никуда не годится, и тут раскидывается небольшая турбаза. Начинали с малого: 30 топчанов, два маршрута по окрестностям и один до Бийска. Больше всех загорелся желанием продвигать, как сказали бы сегодня, бренд Горного Алтая 17-летний паренек Миша Бородин, приехавший на озеро с отцом-таежником. Неудивительно, что спустя пару лет подросший Михаил с по-прежнему горящими глазами возглавил первую турбазу на Телецком озере. Здесь уже стоят палатки и небольшие домики, привечающие гостей со всей страны — из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Томска…
Кстати, приезжих местные жители называли не туристами, а воздушниками. По их мнению, горожане стекались в Горный Алтай прежде всего для того, чтобы подышать чистым горным воздухом.
Конечно, на то, чтобы про далекий Алтай узнали и в столице, ушел не один год, и даже не десяток, но труды того стоили. Массовое развитие туризма в стране давало толчок к развитию и спортивного мастерства, и баз отдыха, и экономики региона. Для роста популярности алтайского туризма в те годы много было сделано его организаторами Михаилом Бородиным, Тигрием Дулькейтом, Карпеем Лашутиным, Анатолием Даниловым, Андреем Гладковым — всех и не перечислить. В 60-е годы в списке инструкторов появляется новое имя — Виктор Бурдин.
«Алтайский» старт
С позиции дня современного до Горного Алтая — рукой подать, пролетая на скорости транзитный город Бийск. А вот 40 лет назад останавливались в городе на Бии не на час — на дни. Туристов селили на турбазе «Алтай», открытой в новогодний праздник 31 декабря 1969 года. Строительством и запуском базы занимался фанатик туризма Михаил Бородин, ставший первым директором «Алтая». — А мне доверили первому включить музыкальный автомат, — вспоминает Виктор Бурдин. — Опустил пятачок и нажал кнопку с номером композиции. До сих пор помню выбранную песню: «Киев бомбили, нам объявили, что началася война…»
Все было продумано до мелочей, турбаза никогда не пустовала. По 12 автобусов каждый день с «Алтая» отправлялись в Горный Алтай. А все оттого, что туризм в СССР был явлением массовым, к тому же вполне доступным:
путевки на турбазы предоставляли профсоюзы, а основные финансовые траты брало на себя государство. Только в Бийске можно вспомнить такие туристические организации, как «Горизонт», «Эдельвейс», «Заря», «Космос». Сегодня стоимость таких путевок кажется смешной — от 10 до 160 рублей, и то непосредственно сам турист платил за нее не более 40 рублей. Позволить себе такие траты могли все — и учителя, и врачи, и партийные работники. По рангу туристов не делили. Хочешь в горы — равняйся на команду, никаких поблажек. — Но мы всегда трезво оценивали подготовку гостей к таким походам, — продолжает рассказывать Виктор Михайлович. — Порой из группы в 20 человек отсеивали пять-шесть тех, для кого поход по горам был не по силам. Но это не означало, что люди безвылазно сидели на базе. Для тех, кто не был ярым приверженцем активного отдыха, мы устраивали автобусные маршруты. Таких туристов мы называли матрасниками.
Столица туристического мира
Тех, кто хотел испытать все «прелести» изнуряющих походов, не останавливали. Маршруты самых сложных категорий всегда пользовались на Алтае успехом, но не хватало чего-то поистине масштабного, такого, чтобы весь Союз заговорил. Повод подвернулся. В Черновцах, на Украине, проходила конференция о проведении первого Российского республиканского слета туристов ДСО «Спартак». Войдя в Президиум по туризму (кстати, на всю страну в него вошли всего лишь 15 человек), Виктор Бурдин отправился на встречу с единственной мыслью: «Всем буду доказывать, что лучшего места, чем Алтай, для проведения слета нет». А ведь о далеких алтайских горах и разговора не было. В фаворитах — Киргизия, Азербайджан, Памир и Казахстан. И тут наш земляк взял слово. Сосредоточился, сжал руки в кулаки — и как давай перечислять достопримечательности родного края. Шутки шутками, но Алтай — единственный регион, где возможны все виды туризма: горный, пеший, водный, лыжный, спелео- и мотоциклетный, и не просто так, а самой сложной — 5-й категории.
Конечно, участники встречи для приличия задавали вопросы, но и так было ясно: едем на Алтай. Было это 35 лет назад, в 1977 году.
Туристские байки
И вот — слет на Алтае. Туристов рассаживают по автобусам. Одного из инструктором нигде нет. Что делать? Ждать? Уезжать без него? И вот «потеряшка», задыхаясь, подбегает к автобусу, насколько вообще можно подбежать с 45-килограммовым рюкзаком за плечами. — Жена не отпускает, — вырывается стон из груди инструктора. — Говорит, тебя Бурдин и так затаскал. Дома месяцами не бываешь. Только успел проговорить — и шмыг в автобус! Даже не сообразили, что случилось. Огляделись по сторонам — понятно. Следом за убегающим мужем показалась разъяренная жена: «А ну, вылазь-ка из автобуса!» А тот ни в какую. Так группа и держала оборону, охраняя «своего». Ситуацию разрешили миром. Одна из туристок отвела жену в сторонку, там они по-женски пошептались и махнули рукой, дескать, пускай едет. Зато когда инструктор, пройдя 11 перевалов, потеряв за месяц 15–18 килограммов, показался на пороге родного дома, дочка его не признала — за дверью стоял поджарый, старенький бородач. Заядлых туристов часто с кем-нибудь путали. Однажды на южной стороне Телецкого озера прошел ураган, повалило кедры. Группа, уже порядком потратившая съестные запасы, решила не отказываться от такого подножного корма и под завязку набила рюкзаки шишками и золотым корнем. Кто ж знал, что столкнутся с егерями. Рассказали: так и так, деревья уже погибшие, не верите — давайте вернемся на два дня, покажем место. Поверили, отпустили. Но если договориться с егерем можно, сделать это с медведем куда как сложнее. А таких встреч на каждого туриста не по одной приходилось. Особенно страшно, рассказывает Виктор Михайлович, повстречать медведицу с медвежатами, и вспоминает историю, как один из мохнатых малышей побежал прямиком на туристов. Кто-то уж и попрощаться с жизнью успел — медведица за своего детеныша любого задерет и не посмотрит, что тот медвежонку зла не сделал. Но повезло. Случилось невероятное: большая мамаша догнала непослушного малыша, толкнула его носом так, что тот в воздухе пару метров пролетел, и поднялась с ним обратно в гору. Разминулись. Зато дома было что рассказать и показать — туристы даже снимки умудрились сделать.