В Бийском краеведческом музее хранятся девять шаманских бубнов

16.10.2013

Шаманы Алтая

бубен шамана.фотоШаманские бубны появились в музее Бийска, в 20-е — 30-е годы. Религиозные культы закреплялись за определенным лицом — шаманом, или камом, который, в представлении людей, обладал сверхъестественными способностями вступать в общение с добрыми и злыми духами. При помощи таких помощников шаманы излечивали болезни, обнаруживали пропажи, предсказывали судьбу, могли предвидеть несчастья. Шаманы Алтая, входя в состояние транса, могли бешено крутиться, неистово кричать на непонятном языке, бегать вокруг юрты, высоко прыгать — такие действия создавали у простых алтайцев иллюзию необычайной силы шамана. Алтайский обряд назывался «камлание», оно чаще всего проходило в предзакатных сумерках или ночью при свете костра, нередко при этом пили араку (алтайская водка из молока). Некоторые камлания порой заканчивались даже смертельным исходом. До сих пор жители Горного Алтая могут указать шаманские камни в долинах рек Аргут и Лебедь: именно с них бросались и разбивались древние шаманы.

Бубны имели круглую или овальную форму, их делали из кедра, поверх натягивали шкуру марала. Работа эта была кропотливая и ответственная, ведь бубен занимал в ритуалах особое место. На внутренней стороне крепилась рукоять — эези, которую обязательно изготавливали из березы. Рукоять по своей форме напоминала человеческую фигуру. Бубен представляли конем, на котором шаман улетал в мир духов.

Украшали бубны рисунками, выполненными минеральной краской различного цвета — синей, желтой, белой, красной.

Ленточки, которыми украшали бубны, означали количество проведенных камланий. Голубые и белые ленточки привязывали, если проводили обряды, связанные с погодой и целительством, а вот красные ленты соответствовали количеству жертвоприношений (обычно в жертву приносили лошадь, корову или овцу). В принципе, в жертву приносили все самое лучшее. Например, в 1928 году из личных средств алтайцев на содержание шаманов было пожертвовано свыше 15 тысяч рублей, и это не считая скота, хлеба и др. По ценам того времени этой суммы хватило бы на ликвидацию безграмотности и содержание школ всего Горного Алтая. Некоторые шаманы тяготились своей профессией, но боялись, что при отказе от нее духи замучают их.

Бубнам, которые хранятся в музее, более ста лет. За это время рисунки на них практически стерлись, но известно, что обычно на бубнах изображали картину членения мира на три части…

источник: Бийский рабочий

Добавьте эту статью в закладки: