Упряж для лошадей скифов

Скифы на Алтае

Традиционными местами обитания скифов считаются Причерноморье и Северный Кавказ. Несмотря на общепринятое мнение, специалисты знают, что и окраины Алтая входили в территорию, где жили скифы.

Образ жизни скифов

Важную роль в их полукочевом образе жизни играли лошади. Сначала лишь в качестве пищи, но затем скифы решили попробовать себя как наездники. Благодаря новому занятию в этот период у скифов появляются необходимые элементы сбруи.

Упряж для лошадей скифовУпряж для лошадей. Узда скифских лошадей имела свои особенности: металлическими были только удила, все остальные элементы — деревянные. Сбрую богато украшали декоративными элементами в виде рогов оленя, ростков лотоса, изображениями оскалившегося тигра, грифона.

Предметы уздечного убора лошади:
1. Бляхи — подвески в форме рогов оленя
2. Бляха круглая налобная
3. Псалии в виде стилизованного клюва грифона.
4. Бляхи — развилки.
5. Навершие деревянное в форме оскаленного тигра.
6. Навершие деревянное в форме грифона.
7. Бляха-подвеска — птица деревянная.
8. Бляха-подвеска пальметка.
9. Бляха-подвеска в форме лотоса.
10. Бляха-подвеска в виде двух голов грифона.
11. Нагрудные подвески в форме клыков кабана.
12. Костяная сбруйная пряжка без язычка.

Грудь лошади украшали деревянными подвесками в виде клыков кабана, но могли использовать и настоящие. Дополнительные украшения шли и по всему туловищу (также рога оленя, грифоны, полуптицы-полулошади и т. п.). Кстати, подобные детали встречаются в раскопках только на Алтае.

Технология изготовления деревянных деталей отличалась высококачественным подходом. Их тщательно вырезали, крепили на кожаные ремешки, которыми затем покрывали лошадей. Помимо этого большое внимание уделялось изготовлению золотой и оловянной фольги (ее использовали для украшения деталей сбруи). В этом деле скифы достигли совершенства. Ведь, например, из кусочка золотого самородка размером 1×1 см они получали пластинку шириной 50 см, причем толщина ее составляла меньше 1 миллиметра. Деревянные детали с золотой фольгой имели роскошный вид. Оловянная фольга придавала упряжи серо-зеленый оттенок, но ценилась так же высоко, как и золото.

Мерзлота в скифских захоронениях (она образовывалась благодаря специальной каменной насыпи и определенному времени захоронения) сохранила почти целиком конские трупы. Некоторые лошади отличались высоким ростом и напоминали ахалтекинских скакунов. При вскрытии могил исследователей ослепляло сияние золотой, как казалось, упряжи. Но как потом выяснилось, скифы, используя небольшое количество золота, искусно создавали такую иллюзию.

В 1954 году ленинградский археолог, первооткрыватель пазырыкской культуры Алтая Сергей Руденко проводил раскопки «Парского» кургана № 1 в селе Туэкта Онгудайского района Республики Алтай, захоронения которого относились ко второй половине VI века до н. э.

До 1966 года эти ценные находки хранились в Эрмитаже, а затем деревянные детали упряжи, а также саркофага передали в Бийский музей. Хочется особо отметить, что из Эрмитажа редко передают экспонаты в другие музеи. Но в данном случае, на наше счастье, сделано исключение. Сотрудники нашего музея принимали участие в раскопках, оказывали посильную помощь. Поэтому посетители Бийского музея могут оценить подлинные экспонаты пазырыкской культуры.

Золотая фольга также хранится в фондах БКМ им. В. В. Бианки, правда, ее никогда не представляют широкой аудитории, ведь тогда пришлось бы создавать беспрецедентные меры охраны.

Людмила Чегодаева, научный сотрудник БКМ им. В. В. Бианки. источник Бийский рабочий