Сухогруз Бийск. Место приписки - Черноморское пароходство

21.02.2014

Сухогруз Бийск

В теперь уже давние времена комсомол Алтая шефствовал над крейсером «Свердлов», входившим в состав Балтийского военного флота. На этом корабле прошла служба многих алтайских призывников, улыбнулось счастье и нескольким парням из Бийска. А в 1964 году на одной из датских судоверфей по заказу СССР был построен и спущен на воду океанский сухогруз, которому решением советского правительства было присвоено имя «Бийск». Местом его приписки стало Черноморское пароходство, а свой первый рейс через Атлантику он совершил на Кубу.

Нет, не случайно заштатный городишко, которым в ту пору был Бийск, удостоился чести, чтобы его имя было нанесено на борт новенького, суперсовременного корабля. Судя по всему, это явилось еще одной наградой коллективам предприятий бийского оборонного комплекса, чья продукция в начале 60-х помогла уберечь мир от ядерной катастрофы.

…По признанию первого помощника капитана теплохода «Бийск» Г. В. Менушкина, первые сорок советских моряков, прибывших на приемку судна на датскую судоверфь «Скибсваерфт», невольно застыли в изумлении. «Громада океанского исполина, — рассказывал он, — мерно и тихо раскачивалась на легкой зыби заводской бухты. Слегка выдающийся закругленный нос и крейсерская корма, красивые обводы корпуса, окрашенного в черный и красный цвет с двумя белыми поясами, мощный бронзовый винт и многотонный руль, устремленные по-походному вверх стрелы создавали впечатление, что „Бийск“ вот-вот сорвется с места и помчится в свое первое плавание». Однако тридцать нейлоновых и стальных тросов крепко удерживали красавца-богатыря, длина которого без малого 160 метров, ширина — 21, а высота от киля до верхней палубы надстройки — 26 метров. Судно было построено по советскому проекту, который предусматривал комфортабельные одноместные каюты для экипажа, два салона для отдыха, бытовые помещения и даже лифт для подъема продуктов и готовой пищи в буфеты столовых.

Но все это, как говорится, из области эмоций. В ближайшем будущем экипажу предстояло бороздить моря и океаны в разных условиях, включая тропические ливни, шторма и ледяные заторы, — и это все тоже было предусмотрено, в том числе и обеспечение остойчивости и живучести лайнера в экстремальных ситуациях.

В соответствии с контрактом строители установили на судне один восьмицилиндровый двигатель всемирно известной фирмы «Бурмейстер»,непосредственно реверсивный, простого действия, двухтактный, со смазкой под давлением и приспособленный для работы на мазуте. Свои 12,6 тысячи лошадиных сил он развивал при 115 оборотах в минуту. Рядом с ним, за специальной перегородкой для уменьшения шумов, расположились три дизель-генератора, которым предстояло питать током всю жизнь теплохода. Их мощности с избытком бы хватило для снабжения электроэнергией всего Бийска. А восемь отсеков (танков), расположенных в двойном дне, были рассчитаны на прием 1430 тонн топлива и 120 тонн воды, необходимых для питания механизмов и личных нужд экипажа.

Таковы некоторые впечатляющие, но, может быть, несколько утомительные для слуха технические данные океанского сухогруза «Бийск», который, имея в пяти огромных трюмах двенадцать тысяч тонн генеральных грузов, мог развивать скорость до восемнадцати узлов в полном грузу и до 22 (больше сорока километров в час) — в балластных переходах.

Церемония передачи судна

После успешного завершения ходовых испытаний, на которых «Бийск» развил скорость до двадцати двух узлов, и контрольного вскрытия механизмов 2 октября 1964 года состоялась церемония передачи судна. Г. Менушкин сохранил для истории и точное время подъема советского флага. В 15 часов 30 минут в присутствии экипажа и сдаточной команды завода, выстроившихся на верхней палубе, был спущен датский флаг и под звуки Гимна СССР поднят стяг нашей Родины. Местом приписки суперсухогруза стало Черноморское пароходство…

Командовать судном было доверено 63-летнему почетному капитану Морского флота Ивану Михайловичу Письменному, человеку удивительной судьбы. Пятнадцатилетним мальчишкой стал он матросом у частного судовладельца, с годами прошел все крутые ступеньки и получил диплом капитана, в 1938 году поднялся на капитанский мостик.

В Отечественную войну старший военный лоцман Письменный только одному ему известными путями осуществил десятки проводок транспортов с боеприпасами и другими необходимыми грузами для войск оборонительных участков. Под его руководством в условиях ожесточенных налетов вражеской авиации была проведена блестящая операция по буксировке из Николаева каравана недостроенных судов и эвакуации на них более трех тысяч рабочих.

В 1942 году гитлеровские палачи, разыскав с помощью предателей находящуюся в Одессе семью Письменного, расстреляли его жену, восьмилетнюю дочь и трехлетнего сына. Но тяжкое горе не сломило волю мужественного человека. К списку его подвигов добавились руководство в десантных операциях под Новороссийском высадкой подкрепления на вошедшую в историю «Малую землю», участие в освобождении Севастополя. 10 апреля 1944 года он вместе с группой моряков, действовавших в составе 3-го Украинского фронта, вступил в родную Одессу и сразу же отправился в пылающий порт. Собрав триста добровольцев, Иван Михайлович организовал тушение пожаров, в итоге было спасено около двух тысяч тонн зерна, большое количество трофейного оборудования и других материальных ценностей. А после окончания войны Иван Михайлович Письменный в разное время командовал пассажирскими лайнерами «Трансильвания», «Адмирал Ушаков», «Украина», «Победа». За выдающийся вклад в развитие Морского флота он к своим боевым медалям и трем орденам добавил высшую награду Родины — орден Ленина.

И вот теперь «морской волк» поднялся на капитанский мостик «Бийска», чтобы уверенно вести его в первый рейс через непредсказуемые просторы Атлантического океана.

На просторах атлантики Первого помощника капитана Г. В. Менушкина можно с полным правом считать летописцем трудовой биографии сухогруза. …6 октября «Бийск» встал под грузовые операции в Ленинграде с последующей догрузкой в Лиепае. А 17 октября уже взял курс на Кубу, чтобы доставить братскому народу большое количество тракторов, автомобилей, лесоматериалов и металлопроката.

Всего тринадцать суток потребовалось теплоходу, которому в связи с обкаткой двигателя запрещалось развивать скорость более семнадцати узлов, для того, чтобы пересечь туманную Балтику, Северное море и штормовую Атлантику. 30 октября «Бийск» вошел в порт Гаваны — столицы Кубы. По просьбе моряков портовики помогли уложиться с выгрузкой в намеченные сроки.

На стоянке были проверены все движения главных и вспомогательных механизмов, произведены замеры в цилиндрах, покраска надстройки и борта. Нашлось время и для культурного отдыха. Экскурсии по городу, осмотр монумента в память о национальном герое Хосе Марти, встречи и беседы с местными жителями о героях Сьерра-Маэстра и Плайя-Хирон запали глубоко в души моряков, как запечатлелась в ней панорама красавца-города с высоты гостиницы-небоскреба «Гавана Либре».

Обратный груз «Бийск» принимал в портах Ла-Исабела и Нуэвитас, где советским морякам был оказан теплый прием и организованы поездки на цитрусовые плантации. Что касается буден, то особенно интенсивно велась погрузка в Нуэвитасе, куда кубинцы за трое суток доставили шесть тысяч тонн сахара, что по их нормам явилось рекордным количеством. Ровно через месяц после прибытия на остров Свободы, 30 ноября, «Бийск» взял курс на Одессу.

В объятиях урагана О перипетиях обратного пути «Бийска» известно, что теплоходу пришлось выдержать схватку с сильнейшим ураганом и что это испытание закончилось в пользу теплохода и его экипажа.

…Никогда не отличалась спокойствием в осенне-зимние периоды Атлантика. Мощные ураганные штормы зарождаются и свирепствуют в эти месяцы в различных частях океана, особенно в районе Карибского моря. 3 декабря, пройдя пролив Крукед-Айленд и оторвавшись от островов Багамского архипелага, «Бийск» попал в полосу опасного урагана, известного в мировой практике мореплавания под названием «Франсез-1» и оставившего о себе недобрую память у многих моряков. Двигаясь на северо-запад со скоростью 10–15 километров в час при силе ветра свыше 30 метров в секунду и захватывая полосу шириной около 135 миль, он вздымал огромные океанские волны и сопровождался сильными тропическими шквалами и ливнями с грозовыми разрядами. Радиостанции Виргинских островов, Порто-Рики, Вашингтона и Майами, передавая через каждые четыре часа сводки о движении урагана, советовали судам во избежание серьезных повреждений и гибели, чем обычно заканчиваются встречи с «Франсезом», оставаться в портах, а оказавшимся в полосе шторма, в целях предотвращения столкновения с его центром, лечь на обратный путь и уходить из этого района. И правда, к вечеру второго дня в нескольких сотнях миль левее «Бийска» в эфире бушующего океана послышались тревожные и тоскливые сигналы «SOS». «Бийск», несмотря на то, что бьющие в борт крутые волны клонили его то в одну, то в другую сторону с креном до 30 градусов, упорно держался на курсе. Штурманский состав внимательно следил за изменением направления ветра и движением урагана, избегая встречи с его центром и стремясь зайти в тыл путем правильного выбора наиболее безопасных курсов. Механики и мотористы в условиях тропической жары и задраенных вентиляционных люков обеспечивали бесперебойную работу главного двигателя, остановка которого могла бы поставить теплоход в беспомощное положение. Радисты Юхтенко и Петрушин круглосуточно дежурили у приемников и внимательно следили за сообщениями береговых и судовых радиостанций. В итоге пятидневная борьба со стихией закончилась победой «Бийска», который благополучно вырвался из объятий «Франсеза»…

Закончив в рекордные сроки выгрузку в Одесском порту 11752 тонн сахара, доставленного с Кубы, и погрузку тепловозов, различного промышленного оборудования и металлоконструкций для расширяющегося с помощью советских специалистов металлургического комбината в Бхилаи, теплоход 25 декабря снялся на Индию. По пути с его борта улетела телеграмма с новогодним поздравлением жителям Бийска. В праздничную ночь «Бийск» находился в Красном море, и его экипаж поднял тост за крепкую рабочую дружбу моряков и бийчан и за свою победу: моряки за три месяца досрочно внесли в фонд государства более 330 тысяч инвалютных рублей.

Борис Косенков

Добавьте эту статью в закладки: