Купля. Продажа. История торговли в Бийске

01.08.2010

Торговля

Торговля в Бийске

Торговля в Бийске Рынок в Бийске. фото 1914 года.

Торговля в Бийске стояла всегда на первом месте. С того самого времени, когда на карте появился наш город. Конечно, сейчас трудно представить, как по маленьким улочкам катятся обозы с товарами, как суетятся на рынках купцы в парадной одежде или крестьянин ведет на продажу свою корову. Однако это было именно так. И первое, что осваивали в нашем городе, торговое ремесло.

Как выглядел купеческий Бийск Внешний облик города соответствовал купеческому благодушию, которое царило в нем. Мощеных улиц и тротуаров не было, парки были запущены. Богатые каменные особняки, которые составляли центральную часть, занимали зажиточные купцы и промышленники. Следом за особняками стояли покосившиеся избы бедноты, их было большинство.

Купцы не только торговали, но и вкладывали средства в благотворительные дела. Так, купец А. В. Сонопов за свой счет открыл и содержал первую в Бийске больницу. В области здравоохранения в то время дело обстояло не лучшим образом. Город не знал государственных детских дошкольных учреждений. А тем, кто все же делал попытки открыть детские сады, никакой помощи не оказывалось. О культурных очагах можно было только мечтать. Вот такой был Бийск 18-го — начала 20-го веков. Основная часть населения- купцы да крестьяне.

Начало торговли Первым зачинателем торговли по Чуйскому пути был бийский купец И. Хабаров. Продукты менялись у алтайцев на продукты скотоводства. С началом торговли с Китаем круг товаров расширился. Бийские купцы привозили на ярмарки бисер, медные чайники, железные замки, капканы, пуговицы, топоры, ножи. Ярмарки проходили ежегодно. Из Кош-Агача купцы везли сурковые шкурки, китайскую дабу, крупный рогатый скот, баранов, лошадей.

Если между простыми людьми был честный обмен, то купцы сразу начали извлекать прибыль. Так, например, Хабаров брал товаров на 400–500 рублей. Возвращался с полной вьючной сумой соболей.

Развитию торговли способствовали купцы Мальцевы, Кузнецовы, Шебалины и другие. С появлением заграничных паспортов дела улучшились. Основными пунктами торговли в Монголии становятся Кобро, Улясутай и относящиеся к ним области.

Торговля послужила развитию дорог Бийские купцы настойчиво добивались строительства в горах колесной дороги. Путь от Бийска до Онгудая и от Кош-Агача до Монголии был более приемлем. Однако не все так просто получалось. И дорогу приходилось выбивать. Много раз обращались купцы к томскому губернатору, а через него к самому царю с ходатайством о строительстве дороги. Но строительство началось после долгих переговоров лишь в 1900 году. И в 1903 году дорога соединила Бийск с Кош-Агачем. После этого обороты торговли резко возросли, произошел бурный рост купеческого сословия.

Основные товары В городе проводились еженедельные базары. На них можно было приобрести различные товары. Исследователь Н. Костров писал: «Местная торговля состоит в пушном товаре, меде, воске, хлебе. Меду ежегодно отправляется 5–6 тыс. пудов до Омска и Тобольска. Хлеб — на казенные золотые промыслы. Важным торговым товаром являлось мясо. Помимо того, что крупный рогатый скот, лошади, овцы перегонялись из Бийска к местам их продажи, горожане много содержали и продавали животных.

Важной статьей торговли были питейные заведения. В городе вместе с уездом было 38 питейных домов. Не меньшим спросом в торговле пользовался табак. На плане Бийска, утвержденном царем Николаем 26 октября 1834 года и хранящемся в фондах музея, под табачными огородами значится больше половины площади, занимаемой городом. По данным 1879 года, в Бийске и его округе насчитывалось 195 плантаций табака на 160 десятин земли.

Бийск сотрудничает с Англией и Германией В 1888 году купец Морозов приобретает первый пароход. Началось пароходное сообщение до Бийска по Оби.

Постоянный водный путь позволил бийским купцам осуществлять отправку хлебных товаров и сливочного масла в Англию и Германию. В город приезжали представители лейпцигских и лондонских фирм, заключали договоры. Если в 1899 году в Бийском уезде было 6 маслодельных заводов, то в 1909 году их стало уже 317.

Однако возможности водного пути были ограничены, и бийские купцы начали борьбу за прокладку железной дороги. Необходимость была вызвана тем, что появились мелкие и средние предприятия. Начали действовать крупные фирмы Второва, Ассанова, Фирсова.

Добавьте эту статью в закладки: