Костюм алтайского шамана

22.10.2012

Шаман

Костюм алтайского шаманаКостюм настоящего шамана появился в 1926 году в Бийском краеведческом музее имени В. Бианки.

Приобрели его музейные работники у представителя племени телеутов в Каннской степи. Костюм сшит в виде белого холщового халата, воротник и полы оторочены красной тканью. Спереди на груди справа и слева пришито по одному бубенцу. Чуть ниже бубенцов нашито по две ленточки. К одной, той, что расположена справа, привязывались три платка: ситцевый, холщовый и замшевый, и называлось это «дань благодарности».

Вообще, у алтайцев было принято, что во время камлания присутствующие могли привязывать к костюму шамана платки. Число их было неограничено, поэтому потом шаман мог отвязать часть из них. К полам халата пришито 27 ленточек из разноцветной материи. На спине нашиты горизонтальные полоски из красной материи и парчи.

Бронзовые колокольчики на полах халата и бубенцы между ними служили «броней» шамана, которую ему давал бог. Эта «броня» отражала нападение злых духов при помощи звона.

Головной убор состоит из матерчатой полосы с торчащими вверх перьями филина. На полосу нашивались раковины каури и медные бляшки. Украшали головной убор и нашитые впереди нитки бисера с раковинками каури на концах. Сзади к головному убору крепились 13 пучков жгутов. В таком костюме камлания совершали светлые шаманы.

К шаманским атрибутам относят костюм, корону и шапку, трости, бубен и колотушку, зеркало, музыкальный инструмент и некоторые другие предметы. Покрой шаманского костюма лишь незначительно отличался от обычной одежды. Некоторые изготавливали из шкур священных животных, другие украшали бисером. Также на костюм нашивались изображения духов — помощников шамана. Ими служили металлические фигурки людей, животных, птиц, змей. Подвешивались различной формы молоточки, колокольчики, кружки, модели лука, пластинки. Если на костюме встречалось изображение сохатого, медведя, собаки или птицы, то это означало звериное воплощение души шамана.

В обряде духи-помощники играли важную роль. Например, шаманы, во время лечения отыскивали путь, по которому злые духи тащат душу больного, боролись с ними, освобождали душу и доставляли ее больному.

Украшение костюма отражали миры, с которыми взаимодействует шаман. Присутствие перьев орла, ястреба, изображений марала, оленя, лося указывало на общение с духами верхнего, светлого мира. Перья филина, совы, изображение медведя, выдры свидетельствовали об общении с нижним, темным миром.
В целом же костюм — это представление алтайцев об окружающем пространстве, включая небо, землю и подземный мир.

«Бийский рабочий»

Добавьте эту статью в закладки: