Как развивался туризм на Алтае

12.09.2012

Историческая роль города Бийска на туристический Алтай

Алтайский туризм имеет вековую богатую на события историю. Она берет свое начало на рубеже XIX-XX веков. В то время Бийск находился на волне мощного экономического подъема.

Торгово-промышленная сфера города набирала обороты за счет внутренней и внешней торговли, а также развития таких отраслей промышленности, как махорочная, кожевенная, маслобойная, лесопильная, текстильная, винокуренная, воскобойная, кирпичная. Наряду с этим одной из статей городского дохода становится туризм. С наступлением мая меблированные комнаты господ Федорова, Яковенко, Зильбербата и Отрыганьева переполнялись туристами со всех концов Российской империи, желающими познакомиться с горами «Сибирской Швейцарии». В ту пору нередкими гостями Бийска оказывались иностранные путешественники, любители горной экзотики.

В разное время Бийск встречал и провожал экспедиции путешественников: академиков Иоганна Петера Фалька и Василия Радлова, майора Эйдена, Карла Фридриха Ледебура, доктора медицины Фридриха Геблера, ботаника Александра Бунге, географа Михаила Розена, русских исследователей Петра Шелегина, Петра Чихачева, Петра Семенова-Тян-Шанского, Вячеслава Шишкова, Николая Вавилова, Бориса Белышева и многих других. Из Бийска некогда начинал свои экспедиции по Алтаю служивший тогда по судебному ведомству Григорий Спасский, позже известный краевед, знаток истории и географии Алтая.

В то время уже знали, что Бийский округ по площади «равняется всей Германии, за исключением Австрии и Пруссии» и является самым богатым, зажиточным регионом Западной Сибири. Потому и тянулись на эти земли путешественники из далекой Германии. Но не только немецкие исследователи посещали наш край. Имеющаяся краеведческая литература говорит о пребывании в Горном Алтае и в Бийске на рубеже ХIХ-ХХ веков иностранных туристов из Швейцарии, Англии, США и других стран. Среди них немалый интерес представляют англоязычные путешественники, многие из которых оставили интереснейшие путевые заметки о нашем регионе. Так, полковник Королевских инженерных войск, член Королевского географического общества, исследователь и охотник Харолд Свайн вместе со своим старым другом и опытным спортсменом X. Сентоном Карром и двумя молодыми людьми, сыновьями главы единственной британской фирмы в Новониколаевске (ныне Новосибирск) летом 1903 года совершил путешествие на Алтай. Имея способности к описаниям, Свайн приводит наблюдения о зарождении туризма на Алтае среди русских. Внимание путешественников привлекли село Алтайское и другие поселения, не слишком далекие от Бийска, Катунская переправа, Тенгинское озеро, почтовые станции на Чуйском тракте.

Среди других иностранных путешественников, побывавших на Алтае, история сохранила имена англичан Томаса и Люси Аткинсонов, Генри Джона Элвеса, британского альпиниста Сэмюэля Тернера, американцев Джорджа Кеннана и его компаньона Джорджа Фроста. В 1897 году вместе со своей женой Алтай посетил князь Сан-Донато Элим Павлович Демидов. Потомок знаменитой династии горнозаводских промышленников Демидовых охотился здесь на диких овец. Их охотничья партия, к которой присоединились мистер и миссис Сент-Джорж Литтелдайл, вероятно, была одной из самых ранних европейских туристских групп, воспользовавшихся недавно построенной Сибирской железной дорогой.

С конца 70-х годов XIX века в Бийске формировались экспедиции сибиряков Григория Потанина, Николая Ядринцева, нашедшего на территории современной Монголии развалины Каракорума - древней столицы монголо-татарских ханов, Василия Сапожникова, издавшего в 1912 году книгу «Пути по Русскому Алтаю». Этот крупнейший исследователь в начале XX века писал: «... Турист найдет на Алтае богатый источник эстетического наслаждения в непривычных для жителя равнин и степей художественных сочетаниях темного леса и пенистых горных потоков, ослепительно снежных вершин и ярко-цветистого горного луга с опрокинутым над всем глубоким синим небосводом».

По проблеме использования природы Алтая высказывался видный русский ученый, геолог, академик Владимир Обручев. В 1936 году на научной конференции в Ойрот-Туре (ныне Горно-Алтайск) он, в частности, отмечал: «Горный Алтай уже начал привлекать к себе туристов своими особенностями природы. Нигде больше в Сибири нельзя найти такого сочетания красивых горных цепей со снегами и ледниками, альпийских лугов, скалистых ущелий, бурных рек с порогами и водопадами, больших и маленьких озер, мрачной елово-пихтовой черни на Востоке и светлых лиственничных лесов на Западе». Уже тогда туризм на Алтае был реальностью, и многие исследователи смогли увидеть в нем перспективную отрасль экономики Алтая. Это придавало Бийску известность, а части населения - возможность заработать, что сказывалось, в свою очередь, на развитии коммуникаций и создании индустрии туризма.

В двухсотлетнем Бийске помнили, как недалеко от города затонул пассажирский пароход Ельдештейна, но всех пассажиров, среди которых было и немало туристов, спасли. Многочисленные группы смельчаков спускались в те времена от Телецкого озера по Бии на плотах, специально построенных для сплава. Красота кругом была такая, что людей не пугали ни пороги, ни страшные ураганы, случавшиеся на реке довольно часто.

Город Бийск, устроенный царем, который показывал крестьянам, как убирать хлеб и как плести лапти, прочно стоял на берегах реки - он строился и быстро богател. В нем имелись типографии Реброва, Плотникова, Румянцева, а также 205 каменных и 2710 деревянных домов. А местный миллионер Николай Асанов, продававший товары и лошадей Пржевальского по всей Европе, вел переговоры с выдающимся русским архитектором Константином Лыгиным о строительстве двухэтажной виллы. Подобной ей в ту пору не было во всей Западной Сибири.

В 1907 году - к 200-летнему юбилею города - купец Андрей Фирсов пристроил к Второвскому пассажу свой - еще более помпезный, не пожалев на изоляцию фундамента дорогого богемского стекла. А купец Павел Копылов пожертвовал свои капиталы на строительство будущего народного дома. По Оби плавал казенный пароход «Бийск», а в Новониколаевске появилось пять Бийских улиц... Двухсотлетний Бийск явно уважали.

Многое, устроенное тогда, сохранится в городе на долгие времена. И все так же будут стоять на гранитном постаменте две чугунные пушки, оставшиеся от тех пяти, что были установлены на берегу Бии в год двухсотлетнего юбилея.

Хочется надеяться, что и к 300-летнему юбилею Бийска городские власти все-таки озаботятся реализацией проекта туристического комплекса «Бийская крепость», предложенного местным историком и антикваром Сергеем Скрипиным как место культурного отдыха бийчан и хорошее средство для пополнения городского бюджета.

Добавьте эту статью в закладки: