Бийское архиерейское подворье

Феогност

Многие жители Бийска слышали, а те, кто постарше, — успели застать воочию прекрасные рощи близ Бийского архиерейского подворья, кое-кто и пруды архиерейские помнит — верхние и нижние…

Мало кто знает, что за всей этой красотой ухаживал трудолюбивый человек — насельник Бийского архиерейского подворья, садовник, иеромонах — отец Феогност. Воистину о человеке многое могут сказать его вещи, даже один предмет, принадлежавший ему…

Книга «Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа»

В 2009 году к нам в музей поступила уникальная книга «Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа», изданная в Киеве, отпечатанная в типографии Киевско-Печерской Успенской лавры в 1902 году. Книга формата А-5, выполнена в латунном окладе с художественной штамповкой, на задней корке мы видим изображение Святой Троицы, ограненное растительным орнаментом, на передней — Воскресение Христово и изображение евангелистов — учеников Христа — Луки, Марка, Матфея и Иоанна.

На титульном листе этой книги имеется уникальная надпись, сделанная рукой иеромонаха отца Феогноста — садовника Бийского архиерейского подворья. Об этом человеке на протяжении всего ХХ века ходили легенды и предания, слагались были и небылицы. Действительно, архиерейское подворье до революции отличалось своей ухоженностью, красотой и благолепием. Вокруг подворья и на его территории находилось три зеленых насаждения — крупнейших в городе. Это — архиерейская роща, которая находилась на месте 23-го микрорайона Бийска — с березами, тополями, вековыми ивами, которые радовали глаз даже в советское время и свисали кронами над водой архиерейских прудов вплоть до конца 80-х годов ХХ века; еще более могущественной была Александровская роща, названная так в честь императора Александра II — освободителя крестьян от горнозаводской крепостной зависимости. Этот сад существовал, как вспоминают старожилы, вплоть до 50-х годов ХХ века, в нем произрастали деревья и кустарники диковинных видов, собранных со всего Евразийского континента, а снесен он был в связи со строительством военного городка, точнее боксов для военной техники. А с восточной стороны архиерейского дома находилась небольшая архиерейская роща с красивыми клумбами, цветами, деревьями — даже сейчас на некоторых фотографиях у местных старожилов можно увидеть красивейший фонтан в виде птицы, который действовал в этой роще. Видимо, это был один из самых первых фонтанов, построенных не только в Бийске, но и на Алтае. Здесь же были посажены в конце ХIХ — начале ХХ века липы, некоторые из них сохранились и по сей день.

Что касается Евангелия отца Феагноста, оно было вручено ему, вероятно, когда архиерей полагал его в иеромонаха. Отец Феагност, конечно, бережно хранил это Евангелие, врученное ему как назидание.

И мы можем прочитать на первой странице слова, написанные рукой отца Феагноста: «Святое Евангелие сие прошу положить посмертно со мной в гроб. Иеромонах Феогност, Бийского архиерейского дома с 15 октября 1905 года по вступлению в монашество. А писал эти строки 29 октября 1919 года. Иеромонах Феогност». Получается, что эту запись на Евангелии он сделал за два месяца до национализации архиерейского подворья. Судя по всему, это Евангелие не попало во гроб иеромонаха Феагноста, а попало, вероятно, в руки тех, кто национализировал подворье. И видимо, есть смысл в том, что ровно через век, Евангелие с его духовным завещанием вновь вернулось в архиерейский дом.

Павел Коваленко, директор Музея истории Алтайской духовной миссии